Тепловоз ТЭ10, ТЭ12, 2ТЭ10 – Дизель 2Д100, 10Д100 

В 1960 году Луганский завод транспортного машиностроения выпустил двухсекционный тепловоз на базе ТЭ10. Первый опытный двухсекционный тепловоз был обозначен серией ТЭ12 «Украина», однако МПС рекомендовало для серии обозначение 2ТЭ10 «Украина», ввиду незначительных конструктивных отличий от серийного, односекционного тепловоза ТЭ10 «Харьков».

Тепловоз серии ТЭ10 имел следующие характеристики:

  • служебная масса — 138 т;
  • запас топлива — 5500 л;(потом его увеличили уже до 7300л).
  • запас масла — 1450 л;
  • запас воды — 1500 л;
  • запас песка — 520 кг;
  • скорость длительного режима — 25 км/ч;
  • конструкционная скорость — 100 км/ч.

Увеличение мощности дизеля 10Д100 до 2210 кВт достигнуто путем повышения давления наддувочного воздуха с 0,13 МПа до 0,22 МПа, охлаждения наддувочного воздуха перед поступлением в цилиндры до 65 °С и подачи большего количества (примерно на 40 %) топлива в цилиндры за цикл. В отличие от дизеля 2Д100 на 10Д100 установлен объединенный регулятор частоты вращения и мощности, применена двухступенчатая система наддува воздуха с использованием энергии отработавших газов, установлены водяные охладители для охлаждения наддувочного воздуха. Дизели спроектированы с учетом применения крупно агрегатного метода ремонта и могут эксплуатироваться в различных климатических условиях. Дизели 10Д100 имеют в одном блоке два коленчатых вала (верхний и нижний), связанных между собой вертикальной передачей, и по два поршня в одном цилиндре, которые головками направлены навстречу друг к другу.

Прецизионная топливная аппаратура, выпускаемая ООО «ВДА» на дизель Д100 (ТЭ10, ТЭП10, 2ТЭ10Л, 3ТЭ10М, 2ТЭ10В):

  • Сопловой наконечник Д100.17.004-20
  • Сопловой наконечник 10Д100М.17.102СБ (со вставкой)
  • Клапан нагнетательный Д100.27.103СБ
  • Распылитель 10Д100М.17.101сб-3
  • Насосный элемент Д100.27.102
  • Форсунка Форсунка 2Д100.17.1СБ
  • Насос топливный Насос 10Д100.27.101СБ